Гжель фото посуды – Ой!

Посуда с росписью Гжель на кухне: каталог, фото в интерьере

Каждое изделие данного типа – это произведение искусства, создаваемое руками российских мастеров. Расписную фарфоровую посуду покупают в качестве сувениров и для повседневного использования.

Гжельские емкости стали производить давно, но они не потеряли своей популярности и до настоящего времени. Подобные рисунки и картинки выполняют профессионалы и мастера-самоучки. Выбор зависит от цены, качества и продавца.

Посуда с росписью Гжель

Происхождение росписи

С 17 века в России деревня Гжель славилась лечебной глиной, из которой еще и изготавливали сосуды, различные фигурки и игрушки. Основным отличием фарфора считаются картинки синего цвета на белом фоне в виде цветочков, сюжетов или орнаментов.

До 19 века промысел процветал. На тот момент насчитывалось около 25 заводов. Посудой Гжель снабжалась вся Москва и ее соседние области. Затем интерес к изделиям упал, заводы стали закрываться.

Сувенирная продукция

С середины 20 века торговля гжелью вновь приобрела популярность. На данный момент существует множество интернет-магазинов, реализующих товары народных умельцев для повседневного использования. Коллекционную посуду продают напрямую или на вторичном рынке, например, на Авито.

Ассортимент каталога

Выбор емкостей от гжельских производителей весьма разнообразен. Предпочтение к определенному виду зависит от цели использования.

Сервировка

Каталог посуды Гжель имеет самую большую группу изделий для создания уютной атмосферы за столом. Даже один элемент декора за столом способен украсить кухню или гостиную. К ним относятся:

  • столовые приборы;
  • солонки;
  • тарелки;
  • блюда;
  • хлебницы;
  • салфетницы;
  • доски.

Большинство изделий каталога изготавливаются вручную, поэтому цена на них достаточно высока. Для сервировки стола в едином стиле понадобится приличная сумма. Так что покупать посуду Гжель желательно напрямую от производителя.

Расписная тарелка

Емкости для закусок

Различные салатницы, икорницы, селедочницы, менажницы придают еде особый вид. Они не только украшают еду, но и символизируют окружающим о достатке и вкусе хозяев. Изделия отлично сочетаются с белой скатертью, светлыми, голубыми или синими фарфоровыми тарелками. Столовые приборы не должны быть из пластика или иного материала яркого оттенка.

Подача и приготовление блюд

Гжельский фарфор используется для подачи супов, блинов или пельменей. Массивная крышка и толстые стенки надолго сохраняют тепло и вкусовые качества блюд.

Супница для праздничного настроения

Из глины производят жаропрочную посуду: формы, лотки, горшки, противни. В них запекают жаркое, выпечку, мясо, рыбу. Емкости сложных форм по высокой цене мастера предпочитают выполнять под заказ.

Чаепитие

Данная группа каталога имеет широкий ассортимент. Помимо чайных/кофейных пар, чашек, блюдец, бокалов и чайников, производители выпускают различные емкости для подачи кондитерских изделий:

  • сахарницы;
  • конфетницы;
  • пирожницы и тортницы;
  • розетки;
  • подносы.

Для справки! Любители традиционного русского чаепития могут приобрести самовар с чайником. Цена на такое изделие достаточно высока, поэтому его производство придется заказывать у производителя на официальном сайте.

Гжельский самовар

Сосуды для хранения продуктов

Такие емкости часто используют в качестве подарка или сувенира. В фарфоровой таре хранят сыпучие и несыпучие продукты. К ним относятся:

  • масленки;
  • банки для хранения круп, соли и других сыпучих продуктов;
  • кувшины для кваса, воды, сока и прочих напитков;
  • пивные кружки, фляжки;
  • стопки.

Изделия отличаются между собой по форме, рисунку, толщине и декору. Роспись – цветы или природа.

Сервизы

Данная группа чаще всего предполагает ее использование в качестве подарка. Набор посуды Гжель обычно применяется для угощения гостей чаем или кофе. К данной группе относятся:

  • Столовые сервизы (комплект емкостей для чаепития).
  • Чайные или кофейные наборы. Представляют собой наборы с чашками, блюдцами, кофейником или чайником.
  • Подарочные наборы (емкости для хранения, чашки, чайники, блюдца и т. д).

Сервизы могут быть на одну персону или до 6 и более человек.

Полезно знать! Если очень хочется обустроить кухню под старину, емкости с синей росписью будут хорошо вписываться в интерьер. Однако, гжелевский фарфор – недешевое удовольствие. Сэкономить можно, если купить посуду Гжель на Авито. Через официальный сайт найдутся не только необходимые, но и редкие вещи.

Одноразовая посуда

На различных праздниках в офисе или на природе используют пластиковые тарелки, вилки, ложки, стаканы. Чтобы стол выглядел эффектно и богато, существует одноразовая тара, раскрашенная под Гжель. Скатерть с синим рисунком, стаканы и тарелочки покорят гостей своей привлекательностью и красотой. Пример оформления можно посмотреть на фото.

Нарисовать красивые картинки на белом фоне тарелки можно поучиться самостоятельно. Для этого понадобятся тонкие кисти, краска и фантазия. Поначалу можно поучиться на одноразовой таре, а затем перейти на фарфор. Если изделия будут хорошо получаться, сбыть их получится через Авито, приложив фото своего творения. Кто знает, может быть, продукция собственного производства будет приносить прибыль помимо основного дохода.

posuda.vyborkuhni.ru

Какая бывает гжель. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

История

Рассказывая о разнообразии видов гжельских изделий, не возможно не обратиться к истории, ведь внешний вид их много раз менялся именно под влиянием изменений, происходящих в истории страны и промысла.

Подарочная фляга Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Само ремесло возникло на берегах реки Гжелки уже в IV в. Первые упоминания о местности встречаются в духовной грамоте Ивана Калиты. Позднее во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик Царева Двора богатый сырьем отменного качества.

Чайник с пейзажем Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Сначала это были лишь кирпичи и простая гончарная посуда. С XVIII в. гжельцы прославились выпуском разноцветной майолики, окрашенной в разные яркие цвета, с обводкой золотом по белой эмали.

Разновидности

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными  зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

ru.russianarts.online

Фото «Такая модная гжель»

Знаменитая гжельская роспись — предмет национальной гордости русского народа. Свое имя этот вид искусства получил благодаря названию непосредственного центра изготовления посуды, расписанной в характерной бело-синей гамме. Тот, кто хоть один раз видел фарфоровые или керамические изделия, оформленные нежнейшим рисунком, навсегда запоминает эти прекрасные произведения.
Традиционно для получения всех оттенков синего мастера используют кобальтовую краску. Расписывают изделия техникой «одной кисти», при этом первый мазок получается интенсивного синего оттенка, а последние — нежнейшего голубого.

Изначально умельцы использовали птиц в качестве основного мотива оформления, которые по ходу работы искусно превращались в цветы. Петушиные хвосты становились бутонами, крылья — пышными листьями.

Сегодня же на изделиях с гжельской росписью можно увидеть все буйство фантазии творцов: и русалок, и фантастических животных, и разнообразные цветы и растения.


Объекты декора также подверглись изменениям. Так, ранее сине-белые мотивы использовались для украшения керамической посуды: чашек, блюдец, тарелок, кувшинов. Характерные цветные узоры позволяли придать дополнительный объем посуде.

Но сегодня ситуация немного изменилась: гжельские мотивы применяются для оформления одежды, украшений, аксессуаров, сувениров, даже автомобилей. Особо страстные поклонники народного искусства даже отделывают дома в гжельском стиле.

Встречают по одежке


Мир моды в восторге от русского стиля. «Там» его величают не иначе, как «русская зима»2. Дизайнеры используют гжельские мотивы при создании зимних коллекций одежды.
Не обошли вниманием модную тенденцию и знаменитости. То тут, то там появляются звезды экрана, одетые в наряды характерной сине-белой гаммы. Причем заслуженной любовью одежда в стиле гжель пользуется не только среди отечественных «селебрити», но и в среде звезд с мировым именем.
Что же предлагается модницам? Ассортимент поистине широк: гжельскими принтами и вышивкой отделываются платья, блузы, сарафаны, туники и даже свадебные наряды. Сочетание нежного голубого, глубокого синего и чистого белого придает силуэту легкость, женственность — то, что нужно современной женщине, которая вынуждена поддерживать имидж сильной и независимой львицы.
Поддержать выбранный стиль одежды поможет обувь. Красавицы обувают свои ножки в изящные туфельки, босоножки, сапожки и даже валенки. А почему бы и нет, если декор действительно хорош?

Стильные аксессуары


Тем, кто уже успел приобрести модное платьице в народном стиле, наверняка захочется дополнить обновку аксессуаром. Сумки, кольца, серьги, браслеты, повязки, бусы — вы можете рассчитывать на любую деталь, выполненную в соответствии с канонами гжельской росписи.
Примечательно, что для бижутерии правила другие. Так, если исторические объекты росписи — фарфор, фаянс и керамика — обязательно должны были украшаться вручную (ведь это и есть визитная карточка гжели), то колечки или сережки могут даже вообще не расписываться: достаточно будет подобрать соответствующие оттенки и напечатать узор.
На сумочках красуется вышивка или отделка бисером. Прелесть заключается в том, что любая русская красавица может заполучить подобный аксессуар, достаточно подобрать гжельский узор и нитки. А уж вышить орнамент для русской девицы вообще не проблема!
А ведь украшать себя можно не только с помощью колец и сережек. Ювелирную работу по нанесению узора лаком проделывают мастера маникюра, визажисты тоже активно используют народные мотивы в своих работах.

Игра по-крупному


Посуда, платья, бусы — это все игрушки по сравнению с тем, на что идут истинные ценители народного искусства. Как вам понравится расписанный мотоцикл или автомобиль?
Проникнуться русским духом можно, оформив соответственно интерьер своего дома. Да, мода на гжель коснулась и интерьеров. Сантехника, обои, напольное покрытие, керамическая плитка — любой элемент отделки и декора, выполненный с соблюдением всех правил гжельской росписи, придаст жилищу сказочную атмосферу.

Кстати, психологи утверждают, что интерьер, оформленный в светло-голубых тонах, успокаивает обитателей и позволяет снизить подверженность стрессам.
Конечно, установить дома расписную раковину ручной работы по карману не каждому. Но многие декоративные элементы выполняют ту же функцию и экономят семейный бюджет.

Гжельские узоры могут быть нанесены на скатерти, полотенца, ковры, покрывала, занавески, салфетки и диванные подушечки. А если хозяйка любит рукоделие, для нее вообще не составит труда вышить соответствующий узор на предмете декора и получить эксклюзивный элемент обстановки.


Приятно, когда народное искусство хранится в памяти. Еще приятнее, когда этнические традиции являются востребованными современным миром. Можно надеть милый сарафан с гжельским принтом или уехать в закат на расписанном мотоцикле — все зависит от предпочтений и стиля жизни. *при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

mirpozitiva.ru

Гжель — святой источник русского фарфора

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе


Но это было позже, а сначала в Гжели были обнаружены выходящие на поверхность глиняные пласты, которые полностью перепрофилировали район на гончарное ремесло. Глинозем не позволял заниматься сельским хозяйством, и в Гжели открываются гончарные артели.

Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.
Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

М.В. Ломоносов, высоко оценивший гжельские глины, написал о них весьма поэтические слова: «…Едва ли есть где на свете земля самая чистая и без примешания, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий — изменялись мода и требования рынка, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.

Сначала это были достаточно традиционные изделия крестьянской утвари, поливная и терракотовая керамика, посуда, строительные и печные материалы. Чуть позже на белых гжельских глинах была освоена технология производства фарфора. А в середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, использование которого сделало возможным производство особо тонкой чайной посуды.

К XIX веку ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, география распространения гжельского фарфора и фаянса охватила всю страну — от Архангельска до Астрахани, от Вильно до Иркутска.
Однако, большой оборот никогда не влиял на качество продукции. В архивах «императорской конторы» хранится бланк заказа на посуду для дворцового обихода, что является доказательством высочайшего качества гжельского фарфора. Заказ был сделан гжельскому мануфактурщику Степану Афанасьеву «на фасон заморских самоилутчей доброты».

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.


В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана, названного так горняками по имени древнего горного духа Кобальда, неизвестный ранее металл, который так и назвал кобальтом. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет, хотя этим свойством пользовались ещё в древней Ассирии и Вавилоне. 

 

Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.

Характерная манера гжельского письма восходит к народному творчеству. Именно стилизованная плоскостная манера письма с объемностью, достигаемой приемами кистевого мазка, свойственная и другим российским народным промыслам, является визитной карточкой промысла, хотя композициями, орнаментами и цветом Гжель может быть сходна и с Гарднеровскими и с Мейсенскими изделиями.

Также гжельской особенностью является рисунок, выполненный в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой, что делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной. Этот прием полностью сложился к 1850 году, когда в искусстве господствовал ренессанс рококо. Однако, формы изделий упрощаются, поскольку гжельская керамика перестает быть роскошью и входит в повседневный обиход.

Гжельские фабрики выпускают в основном сервизы из множества предметов — тарелки, блюда, супницы, соусники, масленки и т. д. В Гжели к тому моменту работает более 30 предприятий, которые производят свою продукцию до начала XX века.
После революции большинство предприятий закрылось и только с 1943 года промысел в Гжели начал восстанавливаться. Возрождение старых традиции было подвижничеством искусствоведов и художников, но местные гончары присоединились к этому начинанию.

Главный вклад в возрождение керамики Гжели внесли Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков.Н. И. Бессарабова — художник, керамист-скульптор, А. Б. Салтыков — известный искусствовед, керамист-теоретик. Под их руководством разрушенный промысел был восстановлен и вновь стал всемирно известным.

Стоит отметить большую чуткость и понимание этими людьми особенностей гжельского колорита и ремесленного уклада. Высочайшая культура, эрудиция и тонкость этих людей позволили восстановить на месте разрушенного производства не привычный сегодня «новодел», а настоящий аутентичный гжельский промысел, не только точно повторяющий традиционные мотивы и технологии керамики, но и развивающийся так, как развивался бы прежний керамический промысел.

Именно Н. И. Бессарабова изучала старые рисунки и особенности художественной техники, именно она обучила новых мастеров безукоризненно четкому и живому традиционному гжельскому рисунку. Именно ее заслуга в том, что сегодняшняя Гжель существует и процветает даже в наше непростое время, когда большинство российских промыслов оказались ненужными и забытыми.

Гжель вызывает гордость за свое искусство, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики.


Об истории русского фарфора вы можете прочитать на этой странице.
Об истории Императорского фарфорового завода вы можете прочитать здесь.

Мы также не могли остаться равнодушными к традициям Гжели, поэтому сделали серию изразцов, написанных по мотивам традиционных гжельских росписей.

На основе этих изразцов разработан наш Гжельский камин, выполненный в стиле старинных шведских изразцовых печей.

www.russian-mayolica.ru

Интересные факты о гжели: секреты производства

секреты производства

 

Гжель – это уникальное явление русской художественной культуры, со своей историей и своими секретами. Предлагаем Вам ряд занимательных фактов о производстве гжельского фарфора.

 

Факт 1-й: особенная гжельская глина

Для производства гжели используется особая белая глина. В нее добавляют кварцевый песок, полевой шпат, нефелин-сиенит, перлит. Эти добавки позволяют достигать нужной пластичности керамической массы, плотности и огнеупорности.

Факт 2-й: колорит гжели

Если Вы поклонник  сувениров и посуды изгжельского фарфора, то наверняка знаете, что традиционная гжельская роспись многоцветная. А сине-бело-голубой колорит был позже заимствован у голландцев.

Кстати, роспись на необожженной гжели вовсе не синяя, а черная – именно этот цвет имеет оксид кобальта. Лишь после обжига кобальт восстанавливается и приобретает синеву. Роспись «липовой» гжели делается простой синей или голубой краской.

Факт 3-й: двойной обжиг

Обжиг в специальных печах придает керамике прочность. Гжельские мастера обжигают каждое изделие дважды, и при последнем обжиге оно существенно уменьшается. Сначала происходит утильный обжиг.

Фаянс обжигают при 1200 градусов по Цельсию, а майолику и фарфор – при 850-950 градусах. После нанесения глазури производится вторичный обжиг – политой. Фарфор требует жара в 1400 градусов, фаянс – 1200, а майолика – 980-1050

Факт 4-й: глазурь для гладкости

Посуда из гжельского фарфора обладает водонепроницаемостью, которую ей придает глазурь. Она наносится между двумя обжигами и образует на изделии тонкую стекловидную пленку. Это не только практично, но и очень красиво! Между прочим, именно благодаря глазури настоящая гжель такая гладкая.

Факт 5-й: двухвековое производство

Гжельский фарфоровый завод– самый крупный российский производитель традиционного гжельского фарфора. Этому предприятию уже почти 200 лет. Ассортимент его продукции – это более 600 разных изделий, от чайников и сахарниц до шкатулок и ваз.

 

Факт 6-й: секрет гжельского фарфора

Это даже не факт, а скорее байка. Когда производство гжели еще только зарождалось, мастера хранили свои секреты от конкурентов. Именно из соображений секретности владелец завода нанял немого мастера. Но стоило крестьянам напоить керамиста, тот показал им весь процесс без слов.

 

В общем, гжель – это посуда и промысел со своей интересной историей. Если после прочтения этих занимательных сведений у Вас возникло желание купить гжельский фарфор, интернет-магазин «Мир Гжели» – к Вашим услугам!

 

 

www.gzheli.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *